При некорректном
выборе режима работы музыкального редактора соединение по схеме,
приведенной на рис. 1.7, может вызвать неприятный эффект: поданное с
клавиатуры сообщение, например нажатие клавиши, поступит на звуковую
карту, а оттуда вновь в синтезатор, а с синтезатора вновь на звуковую
карту... И так до бесконечности. Система зациклится, возбудится и
перегрузится. Звуки будут слышны неинтересные. Что следует сделать,
чтобы избежать этого?
Из рис. 1.7 следует, что оба устройства
— и звуковая карта и синтезатор — одновременно оказываются
и MIDI-приемниками и MIDI-передатчиками. Это недопустимо. Тривиальный
выход — отключить второй кабель на время использования
синтезатора в качестве MIDI-клавиатуры и подключить его при
воспроизведении записанной ранее мелодии, — крайне неудобен. Все
эти отключения, подключения, поверьте, кончатся плохо. Проще и
безопасней для аппаратуры и вашего кошелька выполнить необходимую
коммутацию на логическом уровне. Делается это или непосредственно в
синтезаторе (выключателем Local Off), или в музыкальном редакторе.
Однако было бы правильнее решить проблему зацикливания, манипулируя
опциями ретрансляции MIDI-сообщений. Суть дела состоит в том, что
MIDI-информация, поступающая на вход устройства (или программы, в нашем
случае Cubase SX), транслируется на его выход. Рассмотрим классический
пример, когда синтезатор звуковой карты используется совместно с
внешним синтезатором, который, в свою очередь, еще и выполняет функции
MIDI-клавиатуры. Зацикливание неминуемо возникнет в том случае, если вы
выберете трек, у которого в качестве портов ввода/вывода заданы порты,
физически подключенные к внешнему синтезатору. Последовательность
возникновения нежелательного эффекта зацикливания такова:
1. Вы нажимаете на синтезаторе клавишу, синтезатор воспроизводит соответствующую ноту.
2. MIDI-сообщение типа Note On (см. разд. 1.2.1) поступает в звуковой редактор.
3. В звуковом редакторе, благодаря ретрансляции MIDI-сообщений, это же сообщение передается на входной порт синтезатора.
4. Синтезатор, получив сообщение Note On, отрабатывает его, воспроизводя соответствующую ноту (заметьте, уже не в первый раз).
5. В синтезаторе тоже работает ретрансляция MIDI-сообщений (можно ли ее
отключить и как это сделать — ищите в руководстве пользователя),
поэтому дальше см. п. 2.
Чтобы разорвать эту цепочку, следует
отключить ретрансляцию MIDI-сообщений или в синтезаторе, или в
программе (как правило, в музыкальных редакторах эта опция по умолчанию
включена). В Cubase SX следует поступить так: откройте меню File,
выберите команду Preferences. Откроется диалоговое окно Preferences. В
дереве, находящемся в левой части окна, выберите ветвь MIDI. На
открывшейся вкладке MIDI сбросьте флажок MIDI Thru Active. Теперь
зацикливания не будет. Убедиться в этом можно, нажав ОК, после чего
диалоговое окно Preferences закроется. Можно также нажать кнопку Apply,
окно Preferences останется открытым, а изменения, внесенные вами, будут
применены.
При сброшенном флажке MIDI Thru Active теряется
возможность использовать внешний синтезатор в качестве MIDI-клавиатуры
для управления встроенным синтезатором звуковой карты.