Итак, посылая
MIDI-сообщения, можно управлять работой синтезатора, передавать ему
команды, определяющие момент начала извлечения определенной ноты, ее
длительность, а также значения множества параметров синтеза звука. Эти
команды можно посылать в реальном времени, нажимая клавиши
MIDI-клавиатуры и изменяя положения различных регуляторов и
переключателей, расположенных на ней. Но можно поступать и по-другому:
заранее записать всю последовательность действий, преобразованных в
MIDI-сообщения, в запоминающее устройство, а позже, когда в этом
возникнет необходимость, считать MIDI-сообщения из запоминающего
устройства и направить их в синтезатор. Причем вводить данные в
запоминающее устройство можно с помощью все той же MIDI-клавиатуры. Что
дает такое промежуточное звено? Возникают, как минимум, пять
принципиально важных возможностей.
1. При записи сообщений можно
играть на MIDI-клавиатуре в значительно меньшем темпе, чем требуется
при исполнении конкретного произведения, а воспроизводить запись
— быстрее. В итоге с любой композицией, сколь сложной она ни была
бы, справится любой человек, даже не обладающий навыками игры на
музыкальном инструменте.
2. Записанные данные можно подвергать
редактированию в целях устранения исполнительских погрешностей или
придания исполнению определенного стиля.
3. Можно записывать не
всю партию, а только ту ее часть, которая составляет один период.
Например, можно записать один куплет и один припев, а затем скопировать
эти две части и в необходимом количестве экземпляров вставить в партию.
4. Можно поочередно записать все партии и скомпоновать из них цельное музыкальное произведение.
5. В небольшом по объему запоминающем устройстве можно хранить очень
много продолжительных композиций. Ведь MIDI-сообщение не передает сам
звук или какие-то его характеристики, а только команды, которые
выполняются устройством-получателем.
Программа, предназначенная
для записи, редактирования и воспроизведения последовательности
MIDI-сообщений, называется MIDI-секвенсором.
Конечно, существуют
и аппаратные секвенсоры. Некоторые из них выполнены в виде отдельного
устройства, а другие входят в состав синтезаторов. Программные
секвенсоры выгодно отличаются от аппаратных. Наглядность отображения
данных, неограниченное количество композиций и партий в композициях,
сохраняемое в памяти, развитые средства редактирования — вот
неполный перечень их преимуществ.
Совокупность данных, с которыми
работает секвенсор, называют сонгом или проектом. Кроме
последовательности MIDI-сообщений в проекте может храниться
всевозможная дополнительная информация: начальные установки секвенсора
и синтезатора, названия отдельных партий, данные автоматизации
(например, команды управления микшером), ссылки на другие данные (не
относящиеся к MIDI). Проект можно сохранить в памяти компьютера в виде
файла.
Современные программные MIDI-секвенсоры, как правило,
входят в состав музыкальных редакторов, которые позволяют работать не
только с MIDI-сообщениями, но также и со звуком, представленным в
цифровой форме, и даже с оцифрованным изображением. Как вы уже знаете,
к числу программ с наиболее развитыми средствами редактирования MIDI- и
аудио-данных принадлежит и Cubase SX.
MIDI-сообщения
дискретны по своей сути. И дело не только в том, что каждое сообщение
выражается числом, которое может принимать только строго определенные
значения. Существенно также, что поток MIDI-сообщений дискретен во
времени. Они не могут передаваться непрерывно. Передача и обработка
элементарных сигналов в MIDI осуществляется с конечной скоростью в
определенные тактовые моменты, привязанные к началу передачи сообщения.
Причем непосредственно в аппаратной части интерфейса сообщения
передаются только последовательно: одно за другим, без какого-либо
перекрытия во времени. Когда вы приступите к изучению MIDI-редакторов
программы Cubase SX, то у вас может создаться впечатление, что
в секвенсоре параллельно существует несколько потоков MIDI-сообщений.
Но это кажущаяся параллельность. Такая иллюзия возникает только из-за
того, что информация в MIDI-редакторе визуально отображается как
несколько расположенных параллельно треков, на каждом из которых
записывается и редактируется какая-нибудь одна партия. На самом деле
данные со всех этих треков, сколько бы их ни было, хоть тысяча,
передаются синтезатору последовательно через все тот же соединитель
MIDI-интерфейса: два проводника. Конечно, в системе может быть и не
один MIDI-интерфейс, а несколько, и не один синтезатор, а тоже
несколько, но сейчас речь не об этом.
Предположим, что на
MIDI-клавиатуре взят и записан в секвенсор аккорд из трех нот. Это
значит, при воспроизведении композиции 3 ноты должны зазвучать
одновременно. Однако соответствующие сообщения секвенсор передаст
синтезатору не одновременно, а одно за другим. Скорость передачи
сообщений по MIDI выбрана такой, что на слух временное рассогласование
будет незаметно, но нужно понимать, что оно принципиально неустранимо.
А если в композиции сотня партий, причем в доброй половине из них
записаны аккорды? Не исключено, что в этом случае не только станет
заметным рассогласование во времени между звучанием тех нот, которые
вообще-то должны браться одновременно, но наступят и более неприятные
последствия. Может оказаться, что интерфейс (речь идет о MIDI) еще не
успеет передать все сообщения, относящиеся к одному моменту (ноты,
которые должны, к примеру, звучать в первой четверти), как уже нужно
будет передавать сообщения, соответствующие следующему моменту (пойдет
вторая четверть и должны быть сыграны следующие ноты). Интерфейс
окажется перегруженным. Если при исполнении задействованы контроллеры
непрерывного (точнее говоря, квазинепрерывного) действия (связанные со
слайдерами, рукоятками, колесами и т. п.), которые создают не поток, а
целый океан сообщений, то перегрузка интерфейса возможна даже при
небольшом количестве партий и одновременно исполняемых нот.
Когда
разрабатывались требования к стандарту MIDI, никто, вероятно, и
предположить не мог, что через четверть века скорость обмена данными
внутри компьютера будет измеряться гигабитами в секунду, и
MIDI-интерфейс станет настоящим тормозом, самым узким местом в
компьютерной системе обработки музыки.
Для того чтобы уменьшить
вероятность возникновения перегрузки MIDI-интерфейса, разработчики
сознательно ограничивают разрешающую способность секвенсоров по
времени. Она выбирается, исходя из двух противоречивых условий. С одной
стороны нужно, чтобы дискретность записи и передачи сообщений не
препятствовала музыканту в выражении самых тончайших ритмических
нюансов. Для этого временная шкала секвенсора должна быть поделена на
очень короткие отрезки. С другой стороны требуется, чтобы для
произведений, типичных с точки зрения насыщенности музыкальными
партиями, перегрузка MIDI-интерфейса не возникала или возникала бы, но
с очень малой вероятностью.
Шкала времени секвенсора образована на основе трех единиц измерения: музыкальных тактов, музыкальных долей и тиков.
Самая большая единица здесь — такт. Доля составляет определенную
часть такта. Это привычные для музыканта понятия. Такие единицы
измерения временных интервалов оказываются особенно полезными при
работе с секвенсором посредством специального транслятора
MIDI-сообщений в графические символы нотного письма — нотного
редактора или нотатора. Нотатор способен отображать ноты и паузы той
длительности, которая не короче выбранной величины доли. В Cubase
SX выбирать величину доли можно в пределах от половинной с точкой до
шестьдесятчетвертой триоли. Для традиционной нотной записи партитур
этого более чем достаточно. Ноты и паузы, короче шестьдесятчетвертой
триоли в нотной записи не отображаются. Хотя реально в секвенсоре можно
записать значительно более короткие звуки, с существенно меньшим шагом
во времени. Разрешающая способность секвенсора равна одному временному
кванту, который носит название тик.
Тик составляет определенную очень маленькую часть четвертной доли такта.
Чем больше в доле тиков, тем тоньше ритмические нюансы, которые удастся записать. В Cubase
SX разрешающая способность секвенсора составляет 480 тиков в четвертной
доле, 120 тиков соответствуют шестнадцатой ноте. Это ювелирный
инструмент музыканта: получается, что можно записать ноту (или паузу) в
120 раз короче шестнадцатой!