В последнее время чрезвычайно популярными стали
аудиоэффекты, обработки и виртуальные инструменты, реализованные
программным путем и работающие в режиме реального времени. Они могут
представлять собой как самостоятельные приложения, так и плагины,
предназначенные для использования из других приложений —
приложений-хостов. Вообще плагины — нечто несамостоятельное,
некий подключаемый "довесок" к программе или устройству, благодаря чему
эта программа или устройство получает новые возможности.
Приложение-хост — это та программа, которая позволяет подключать
к себе плагины. Взаимодействие хоста с плагином регламентируется
интерфейсом прикладных программ (Application Programming Interface
— API). В настоящее время наиболее популярными "музыкальными" API
на платформе PC можно считать VST и DX.
DX — технология,
обеспечивающая взаимодействие приложений-хостов с виртуальными
эффектами и инструментами (синтезаторами; сэмплерами; эффектами,
управляемыми по MIDI, и др.) посредством интерфейса прикладных программ
Microsoft DirectX. После установки DX-плагинов в систему они становятся
доступными из любых приложений, позволяющих использовать данную
технологию.
В равной степени распространены VST-плагины. VST
— Virtual Studio Technology — API фирмы Steinberg. Virtual
Studio Technology изначально разрабатывалась для применения в
программных продуктах Steinberg (в частности, в Cubase VST). Поэтому нет ничего удивительного в том, что и программа Cubase SX ориентирована на работу с VST-плагинами.
Вообще с поддержкой плагинов различных стандартов в Cubase SX дела обстоят следующим образом:
* в полной мере поддерживаются VST-плагины (и эффекты, и инструменты - VST1);
* DX-плагины поддерживаются с ограничениями: Cubase SX не отличает DX-плагины эффектов от плагинов инструментов DXi, поэтому применение DXi из Cubase SX нам не представляется возможным; не поддерживается автоматизация параметров DX-плагинов.
Все плагины фирмы Steinberg поддерживают стандарт VST. Наиболее мощные
по возможностям и качеству звучания (поэтому и наиболее популярные)
плагины третьих фирм поддерживают оба стандарта: и DX, и VST. Поэтому в
дальнейшем мы будем говорить только о применении VST-плагинов.
Инсталляция VST-плагинов, входящих в поставку Cubase SX, осуществляется во время установки самой программы Cubase
SX, и вам не нужно прикладывать никаких усилий для того, чтобы эти
плагины в дальнейшем были доступны. Если же вы собираетесь
инсталлировать дополнительные плагины, то следует понимать, что для Cubase
SX важно, чтобы программные модули плагинов находились в определенной
папке. По умолчанию это C:/PROGRAM FILES/STEINBERG/CUBASE
SX/VSTPLUGINS. В случае необходимости можно указать другую папку,
используемую для хранения плагинов, и дать Cubase SX команду
обновить информацию о плагинах. Дело в том, что в настройках каждого
приложения-хоста имеется путь к папке с VST-плагинами. У разных
приложений этот путь по умолчанию разный. И если вы хотите использовать
одни и те же VST-плагины из разных приложений, то в настройках каждого
из них должна быть указана одна и та же папка.
VST-инструменты (VSTi) — это, по существу, плагины, управляемые по протоколу MIDI. Для того чтобы задействовать в Cubase
SX какой-либо виртуальный инструмент, требуется выполнить минимальное
количество действий: подключить плагин VSTi к проекту и выбрать на
одном из MIDI-треков в качестве выходного порта виртуальный MIDI-порт
данного инструмента.
Различным аспектам применения VST-плагинов
посвящено несколько разделов данной книги. В частности, методика
подключения VSTi описана в разд. 4.1.3, автоматизация VST-плагинов
(эффектов и инструментов) описана в разд. 4.7.8, методика получения
информации о VST-плагинах изложена в разд. 5.6.1. О применении
VST-плагинов в многоканальных проектах вы прочтете в разд. 5.6.2.
Применение VSTi рассмотрено в главе 10, а описание VST-плагинов
приведено в главе 13.
У каждого VST-инструмента есть свои
особенности. Большинство из инструментов уникально: в них используются
различные типы синтеза звука, они отличаются архитектурой и методами
обработки генерируемого звука. Многие из них обладают собственным, как
правило, ни с чем не совместимым набором MIDI-контроллеров. Однако
перечень этих контроллеров, банков и патчей может передаваться в
приложение-хост. В этом случае вы обращаетесь к требуемому контроллеру
уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и корректировать тембры
удобнее всего в окне самого VST-инструмента. Все настройки
VST-инструмента, сделанные в этом окне, сохраняются непосредственно в
проекте.
Мультитембральными VST-инструментами можно управлять по
нескольким MIDI-каналам с нескольких MIDI-треков. Для того чтобы свести
к минимуму задержку между поступлением MIDI-команды VST-инструменту и
ее реализацией в звуке, требуется достаточно мощный процессор и
звуковая карта с ASIO-драйверами. Однако если вы не собираетесь играть
на VST-инструменте с клавиатуры, то эта задержка значения не имеет. На
MIDI-треке, управляющем VST-инструментом, вы располагаете партию для
данного инструмента, записав ее нотами или с помощью отпечатков клавиш.
Можно записать партию с MIDI-клавиатуры на другой трек, озвучиваемый
аппаратным синтезатором, а затем перенести на трек, управляющий
VST-инструментом. При воспроизведении проекта приложение-хост учтет то,
что VST-инструменты откликаются с запозданием, и будет посылать
MIDI-команды для них чуть раньше, чем для других MIDI-инструментов. В
результате VST-инструменты будут звучать синхронно со всем сонгом.
Что касается субъективного качества звука, генерируемого виртуальными
синтезаторами (и VST-инструментами, в частности), то оно зависит
исключительно от разработчиков. Существует множество виртуальных
синтезаторов с возможностями игрушки. Но попадаются и такие, которые не
уступают по качеству звучания своим аппаратным прототипам, а по
возможностям и гибкости в управлении оставляют их далеко позади.
Если вы работаете с аппаратным синтезатором, то для "переброски"
MIDI-партии этого инструмента на аудиотрек или в WAV-файл требуется
делать внутреннее пересведение: нужно воспроизводить MIDI-треки,
относящиеся к данному синтезатору, и одновременно записывать звучание
синтезатора на аудиотрек. Качество записи при этом зависит от самого
синтезатора, соединительных кабелей и качества АЦП звуковой карты. А
цифровые выходы имеются далеко не у всех "железных" синтезаторов.
Совсем другое дело — виртуальные инструменты. Вы можете сами определять формат звуковых данных проекта Cubase
SX. Соответственно все виртуальные инструменты будут работать в
заданном формате. При этом ничто не мешает вам использовать 24 бита для
представления звукового сигнала. И никакого шума.
Итак, вы можете
использовать VST-инструменты и добиться серьезных результатов, обладая
всего лишь компьютером с достаточно мощным процессором и звуковой
картой с минимальными возможностями. Стоимость такой домашней студии
гораздо меньше, чем студии с несколькими аппаратными синтезаторами и
сэмплерами. Единственные два требования к звуковой карте состоят в том,
что она должна обеспечивать качественное аналого-цифровое
преобразование для записи вокала и живых инструментов и качественное
цифро-аналоговое преобразование для мониторинга (вы должны слышать
результаты своих действий).