В тех случаях, когда необходимо проводить запись
или сведение сигналов, поступающих от нескольких различных источников,
без микшера (микшерного пульта) обойтись очень трудно. На страницах
книги вы не раз встретитесь с виртуальным микшером Cubase SX и
его элементами, реализованными программным способом. Вообще, микшеры,
используемые в современных виртуальных студиях, по своим возможностям,
да и по дизайну, очень напоминают настоящие аппаратные микшеры. Поэтому
есть смысл познакомиться со структурой типичного микшера, а также с
назначением его основных элементов.
Микшер позволяет решать несколько задач. Некоторые из них перечислены ниже.
* Микширование (смешивание) в заданных пропорциях сигналов, поступающих от различных источников.
* Согласование уровня сигнала источника с чувствительностью и динамическим диапазоном устройства записи, обработки, усиления.
* Измерение уровня выходного микса (а в ряде ситуаций и канальных) сигналов.
* Оперативное регулирование уровня сигналов.
* Эквализация (корректирование частотных характеристик сигналов).
* Направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и
эффект-процессоры, регулирование уровней сигналов, посылаемых на эти
устройства и возвращаемых с них.
* Коммутация сигналов.
* Переключение фазы канального сигнала.
* Формирование микса, направляемого на контрольные мониторы или на наушники исполнителей.
* Заглушение (мьютирование) отдельных каналов и переключение их в режим solo.
Внешний вид типичного микшера представлен на рис. 1.15.
Рис. 1.15. Внешний вид типичного микшера
Условно в микшере можно выделить элементы, перечисленные ниже.
* Секция канальных модулей (иногда канальный модуль называют входным
каналом микшера). Каждый из канальных модулей содержит элементы
коммутации и регулировки, с помощью которых ведется раздельная
обработка канальных сигналов.
* Шины параллельного подключения
эффектов (шины Aux). С их помощью один или несколько каналов
подключаются к внешним устройствам обработки сигналов с последующим
возвратом обработанного сигнала в общий микс.
* Мастер-модуль. В
нем канальные сигналы и сигналы, возвращенные с внешних устройств
обработки, объединяются в одну или несколько пар стереосигналов,
производится измерение и регулировка уровня смикши-рованного сигнала.
Модуль формирования контрольного сигнала. В нем формируется микс,
поступающий на вход усилителя, подключенного к контрольным мониторам
или наушникам.
Канальный модуль
На панели канального модуля сосредоточено большинство элементов управления микшером. Канальный модуль позволяет:
* подключать к микшеру источник звука (микрофон, а также электрогитару,
синтезатор, магнитофон, CD-плеер и другие линейные источники сигналов);
* управлять уровнем громкости источника;
* осуществлять коррекцию частотных характеристик сигнала с помощью эквалайзера;
* направлять сигналы на выходы системы (основной и мониторный);
* направлять сигналы на дополнительные шины подключения эффектов (шины Aux).
В каждом канальном модуле есть средства выбора различных источников (микрофонный/линейный) и предоставляется возможность установить предварительное усиление для каждого из них. Обобщенная функциональная схема канального модуля представлена на рис. 1.16.
Рис. 1.16. Обобщенная функциональная схема канального модуля
Канальный эквалайзер служит для управления частотной характеристикой
входного сигнала как в целях ее коррекции, так и для достижения
определенного художественного эффекта.
Фейдер канала позволяет оперативно регулировать уровень сигнала.
Подключение источников сигнала
Для подключения источников сигнала
предусмотрены гнезда разъемов различных типов. Как минимум, имеются
трехконтактный разъем типа XLR (подключается микрофон) и гнездо для
моноджека (подключаются линейные источники сигнала). Селектор входа
(переключатель MIC/LINE) определяет, какое гнездо разъема и какие
элементы усиления будут использованы данным каналом.
Кнопка
ослабления сигнала (имеется не на всех микшерах) позволяет понижать
уровень сигнала (на 20-30 дБ) до того, как он попадет на какой-либо
усилительный элемент микшера. Это позволяет избежать перегрузок от
сигналов повышенного уровня.
В некоторых микшерах имеется
переключатель фазы (на схеме не показан), который используется для
исправления последствий неверной коммутации проводов или для изменения
фазы, когда размещение системы из нескольких микрофонов этого требует.
Одному положению переключателя соответствует нулевой сдвиг фазы,
второму — сдвиг фазы на 180° (иными словами, сигнал
инвертируется). Этот переключатель, как правило, действует только на
сбалансированный микрофонный вход и не влияет на вход линейный.
Фантомное питание
Фантомное питание подается только на
сбалансированный микрофонный вход и является источником питания
конденсаторных микрофонов. Название фантомное объясняется тем, что для
подачи напряжения питания не требуются дополнительные проводники.
Питание 48 В на конденсаторный микрофон подается по сигнальным
проводникам. Для разделения цепей постоянного и переменного тока
применяются конденсаторы. Пользоваться выключателем фантомного питания
следует предельно осторожно. Если микрофонный вход скоммутирован с
несбалансированным источником сигнала, случайное включение фантомного
питания может привести к поломке прибора, так как на него будет подано
напряжение 48 В.
На сбалансированные источники сигнала фантомное питание не оказывает негативного воздействия.
Фантомное питание можно использовать также и для подключения электрогитары или клавиатуры. Однако при этом нужно:
* применять специальные распределительные устройства, понижающие
напряжение фантомного питания до величины, на которую рассчитано
подключаемое устройство;
* следить, чтобы источник фантомного питания не оказался перегружен устройством, потребляющим недопустимо большой ток.
Регулятор предварительного усиления позволяет привести в соответствие
уровни источника сигнала и микшера. Тем самым компенсируется, например,
разброс в громкостях звучания голосов различных певцов и в уровнях
сигналов различных источников (микрофон, гитара и т. п.).
Предварительное усиление необходимо регулировать при нажатой кнопке
Solo, расположенной рядом с фейдером канала. Эта кнопка позволяет
выделить канальный сигнал из общего микса, проверить уровень и оценить
качество звука в канале независимо от общего микса. Кнопка Solo имеется
не на всех микшерах и на схеме (см. рис. 1.16) она не показана.
Усиление на входе следует отрегулировать таким образом, чтобы пиковые
отметки индикатора уровня находились на границе красной зоны (О VU), но
не оставались в ней подолгу.
Эквалайзер микшера обычно имеет три
полосы частот: низкую, среднюю и высокую. В микшерах, стоящих не очень
дорого, используются полупараметрические эквалайзеры. В них для всех
или некоторых полос можно выбрать частотный диапазон, с которым будет
работать эквалайзер. Полупараметрический эквалайзер не позволяет
регулировать добротность фильтра в отличие от параметрического. С
перестройкой центральной частоты фильтра эквалайзера изменяется полоса
пропускания и в полупараметрическом эквалайзере скомпенсировать это
изменение невозможно.
В дорогих микшерах используются
параметрические эквалайзеры, которые позволяют независимо регулировать
и центральную частоту, и добротность (полосу пропускания).
Если
все метки на вращающихся ручках направлены строго вертикально вверх, то
эквалайзер находится в нейтральном положении. При вращении ручки по
часовой стрелке происходит усиление сигнала в выбранном частотном
диапазоне, против часовой стрелки — подавление.
Для поиска
частоты эквализации есть смысл усиливать сигнал, тогда станут заметны
изъяны звука на этой частоте. Для достижения тонального баланса
целесообразно применять не усиление частот того сигнала, который вы
хотите выделить (что может вызвать его искажение), а, наоборот,
подавление частот остальных сигналов.