После эквалайзера (а в некоторых микшерах перед ним, как показано на
рис. 1.16) сигнал проступает на разрыв (Insert) и затем на фейдер
канала.
Разрыв (Insert) представляет собой гнездо разъема типа
"стереоджек" с несколько необычно скоммутированными контактными
группами. Если в гнездо не вставлена ответная часть разъема, то сигнал
проходит с выхода эквалайзера на вход фейдера. Однако если ответная
часть разъема вставлена в гнездо, то цепь действительно оказывается
разорванной. Вместо нее по подключенному к ответной части разъема
кабелю с двумя сигнальными проводниками сигнал с выхода эквалайзера
сначала попадает на вход внешнего устройства обработки, например,
ревербератора (данная линия называется посылом), а затем возвращается в
микшер по линии, которая называется возвратом. Именно за счет наличия
гнезда разъема Insert, посыла и возврата каждый канал можно обработать
эффектами независимо от других каналов.
После разъема Insert
(либо после эквалайзера) сигнал поступает на фейдер канала,
предназначенный для оперативного регулирования уровня канального
сигнала. В недорогих микшерах данный регулятор управляется вращающейся
ручкой. Но более удобна слайдерная (движковая) конструкция фейдера.
Положение канальных фейдеров относительно друг друга создает общее
представление о соотношении уровней сигналов в каналах.
Фейдер
обычно имеет маркировку его оптимального положения (0 дБ). Для
повышения уровня оставлен некоторый запас (10—15 дБ), но в
основном предусматривается его уменьшение. Когда фейдер находится в
положении — бесконечности, сигнал максимально ослаблен.
После фейдера в схеме пульта расположен регулятор панорамы,
определяющий баланс сигнала между левым и правым выходами. Обычно
регулятор панорамы является источником сигнала для главного
стереовыхода.
Префейдерные посылы используются для организации
мониторинга. Сигнал снимается до того, как он пройдет фейдер канала,
поэтому уровень отбираемого сигнала не зависит от положения фейдера
канала. Это удобно с той точки зрения, что мониторный микс для
артистов, находящихся на сцене (или для исполнителя и звукооператора),
и звук в зрительном зале (или на входе записывающего устройства)
становятся независимыми. Однако при необходимости корректировок
приходится манипулировать и фейдером канала, и префейдерными ручками
Aux.
Постфейдерньгй посыл (сигнал, снимаемый после фейдера
канала) используется для эффектов. Пропорции между уровнем сигнала,
подаваемого на внешние приборы обработки звука, и уровнем сигнала в
канале при этом сохраняются.
Как правило, микшеры позволяют
подключать Aux как до, так и после фейдера. Делается это с помощью
специального переключателя или перемычки.
Шины. Подключение эффектов параллельного действия
В ряде моделей
имеются коммутаторы, которые определяют маршрут дальнейшего прохождения
сигнала и направляют его на различные выходные шины.
Кроме
основных шин, в микшере есть и дополнительные шины Aux, позволяющие
организовать мониторинг (озвучивание всей сцены или подачу миксов на
индивидуальные мониторные системы, например, наушники исполнителей) и
подключать дополнительные приборы обработки. Любая шины Aux является
общей для всех каналов, и сигналы направляются на один и тот же прибор,
где они и обрабатываются.
Для последовательного подключения эффекта, действующего только на один канал, служит разрыв (Insert).
Последовательные эффекты или обработки заменяют исходный сигнал
собственным. Такими эффектами могут быть, например, хорус, флэнжер (см.
разд. 1.6), а обработками — эквалайзер, гейт, компрессор.
Последовательные эффекты включаются в разрыв в тех случаях, когда нужно
обработать ими сигнал только одного канала. Для одновременной обработки
эффектом нескольких источников можно подключать их через шины Aux.
Необработанный звук при этом можно получить путем регулировки баланса
или глубины эффекта на самом приборе обработки.
Параллельные
эффекты не заменяют исходный сигнал собственным, а лишь добавляют к
исходному сигналу его обработанный вариант. Параллельные эффекты
подключают через шины Aux, причем эффект оказывается доступным для всех
каналов и для каждого из них можно установить свою глубину эффекта.
После обработки эффектом параллельного действия сигнал возвращается на
основную шину микшера, где смешивается с остальными сигналами. В
результате в общем миксе присутствует и исходный сигнал, и
обработанный.
Степень обработки эффектом сигнала того или иного канала устанавливают регулятором уровня посыла.
Обычно у эффектов имеется регулятор Dry/Wet. Он может называться и
по-другому, но его суть от этого не меняется — это отношение
исходного и обработанного сигналов на выходе эффекта. Желательно, чтобы
на выходе эффекта, подключенного к шине Aux, был только обработанный
сигнал. В противном случае исходный сигнал вернется в общий микс, где
смешается с таким же сигналом с выхода аудиотрека. Понятно, что за счет
сложения двух одинаковых сигналов увеличится их общая громкость. Это в
лучшем случае. А в худшем случае вы получите совершенно
непрогнозируемый результат за счет того, что фаза необработанного
сигнала на выходе эффекта в принципе может отличаться от фазы этого же
сигнала на выходе аудиотрека.
Если же эффектом требуется
обработать только один канал, то эффект можно включить в разрыв
(Insert) и добиться требуемых соотношений между обработанным и
необработанным сигналами регулировкой Dry/Wet.
Рассмотрим элементы коммутации и регулировки, имеющиеся в каждом канальном модуле.