В мастер-модуле микшера сосредоточены регуляторы уровня левого и правого каналов, регулятор панорамы стереомикса, измеритель уровня сигнала на выходе микшера. Здесь же, как правило, находится и регулятор уровня микса, поступающего на тот выход микшера, к которому подключены контрольные мониторы или наушники.
Разумеется, от модели к модели микшера состав элементов коммутации и управления варьируется. Микшеры отличаются количеством каналов (и моно, и стерео), но рассмотренные элементы, как правило, есть во всех микшерах.
Практически все MIDI- и аудиоредакторы содержат виртуальные микшеры, более или менее успешно имитирующие своих железных собратьев. Не является исключением и Cubase SX.
Ко многим звуковым картам прилагаются драйверы, по существу являющиеся специализированными виртуальными микшерами.
Автоматизация
Наиболее совершенные (как правило, цифровые) микшеры обладают функцией автоматизации. Поддержка микшером автоматизации означает, что оператор может заранее записать, отредактировать и затем автоматически воспроизвести все свои манипуляции с элементами управления микшера. Перемещения регуляторов, рукояток, слайдеров и изменения состояний переключателей, имеющихся на панели микшера, преобразуются в нестандартные MIDI-сообщения (данные автоматизации), которые, в свою очередь, запоминаются в устройстве, подобном секвенсору. В необходимое время включается воспроизведение автоматизации, данные из секвенсора поступают на соответствующие исполнительные элементы (электронные или механические). Оператор отдыхает, а невидимые руки крутят ручки и передвигают слайдеры.
Автоматизированный микшер превращается и в мощнейший инструмент создания сложных сценариев развития событий во время живого выступления, и в средство динамического управления параметрами мультитрековой композиции при ее сведении. Автоматизированными могут быть не только микшеры, но и самые различные приборы обработки звука, устройства для создания звуковых и световых эффектов и т. п.
Наиболее развитые музыкальные редакторы, к числу которых относится и Cubase SX, имеют в своем составе автоматизируемые виртуальные микшеры. Кроме того, посредством автоматизации можно управлять параметрами эффектов реального времени и виртуальных инструментов.
В Cubase SX для хранения данных автоматизации используются специальные сообщения, которые описывают положение узловых точек, формирующих огибающие автоматизации. Огибающие автоматизации — квазинепрерывные графики (выглядят как непрерывная линия, хотя, на самом деле, сообщения записываются и воспроизводятся в дискретные моменты секвенсорного времени), описывающие поведение того или иного автоматизируемого параметра во времени. Огибающие автоматизации образуются путем линейной интерполяции значений автоматизируемого параметра в узловых точках.
В музыкальном редакторе Cubase SX MIDI-данные отображаются и записываются в виде нот, клипов, отпечатков фортепианных клавиш, табулатур, списка сообщений, графиков изменения параметров синтеза, данных автоматизации.
Композиция состоит из отдельных треков, за каждым из которых может быть закреплен любой MIDI-инструмент из любого банка любого MIDI-устройства (синтезатора, сэмплера), в том числе виртуального. Допускается смена инструмента в любой момент. Отдельные ноты или любой фрагмент композиции с помощью стандартных приемов могут быть подвергнуты редактированию. Возможна запись и редактирование цифрового стереозвука. Есть встроенные MIDI- и аудиоэффекты. Программа совместима с VST-инструментами и VST-плагинами эффектов, которые можно применять в реальном времени (см. главы 10 и 13), а также с DirectX-плагинами и DirectX-инструментами. Имеется виртуальный аналог интеллектуального микшера.
Отпечатки клавиш
Конечно, подготовленному музыканту привычнее
работать с нотными записями. К сожалению, далеко не каждому
талантливому человеку судьба дала возможность обучиться теории музыки.
Видимо, разработчики программ тоже понимали, что не все пользователи
смогут выразить музыкальную идею нотами. Однако каждая фирма
заинтересована в расширении числа покупателей своей продукции.
Найденное решение просто и на удивление удобно. Мы называем его
образно: "Отпечатки клавиш". Для редактирования отпечатков клавиш
предназначено окно Key Editor (рис. 1.20). Оно открывается командой
главного меню MIDI > Open Key Editor.
Вместо пяти нотных
линеек здесь их 128. По одной линейке для каждой ноты из числа тех, что
способен воспроизводить MIDI-синтезатор. Такое количество нотных линеек
позволяет обойтись без ключей и знаков альтерации. И это еще не все.
Для того чтобы не нужно было постоянно пересчитывать нотные линейки, в
окне редактора Key Editor отображается виртуальная клавиатура, подобная
фортепианной. Каждая нотная линейка
начинается от определенной
клавиши. Клавиши можно как бы нажимать, щелкая на них мышью. Вы
немедленно услышите звучание соответствующей ноты. Это помогает
ориентироваться в линейках на слух. Но, вообще-то, обозначение той
клавиши, на которую указывает курсор мыши, отображается в поле
подсказки.
Рис. 1.20. Окно редактора Key Editor
По сути дела, клавиатура — это вертикальная ось системы
координат, в которой вам нужно записывать музыку. А горизонтальная ось
— это, конечно, ось времени. Правда, время здесь измеряется в
музыкальных единицах: тактах и долях. На рабочем поле окна видны линии,
обозначающие границы тактов и их долей.
Запись музыки в окне
редактора Key Editor действительно выглядит, как следы отпечатков
клавиш. Отпечаток необходимой клавиши начинается и заканчивается в
необходимые моменты музыкального времени. На экране он представлен как
цветной прямоугольник.
Вертикальная координата положения
прямоугольника соответствует MIDI-номеру ноты, то есть высоте звука.
Левая сторона прямоугольника приходится на момент начала извлечения
звука. Длина прямоугольника по горизонтали пропорциональна длительности
ноты. И все это избавляет вас от массы проблем. Не обязательно помнить
обозначения нот и пауз разной длительности, знать, что такое триоль,
квинтоль, пунктирная нота, лига, фермата. Просто рисуйте прямоугольники
разной длины и оценивайте звучание.
Для записи отпечатка клавиши
служит инструмент (Draw), для удаления — инструмент (Erase).
Перетаскивают отпечаток клавиши по вертикали и горизонтали, изменяют
его длину, как обычно, мышью. Для выполнения перечисленных операций
необходимо предварительно выбрать инструмент (Object Selection).
В окне редактора отпечатков клавиш есть много полезных инструментов.
Можно заранее настроить карандаш на запись звуков определенной
длительности, можно прослушать, как звучат отпечатки клавиш, можно даже
одновременно наблюдать и редактировать несколько партий.
Детальное описание работы с отпечатками фортепианных клавиш вы найдете в главе 6.