Командой MIDI > Transpose... открывается диалоговое окно Transpose (рис. 6.38), предназначенное для транспонирования выделенных MIDI-нот.
Рис. 6.38. Диалоговое окно Transpose
В поле ввода Semitones вы должны указать интервал транспонирования (в
количестве полутонов. Положительное число означает транспонирование
вверх, отрицательное — вниз. Алгоритм работы Transpose состоит в
том, что к номерам нот, записанных в части на треке, прибавляется
число, введенное вами в поле Semitones.
Разработчики программы
предлагают нам самим решать, как быть в тех случаях, когда в результате
транспонирования ноты могут "забраться" слишком высоко или "опуститься"
слишком низко. Если установлен флажок Keep Notes in Range, то
максимальный диапазон транспонирования будет ограничен значениями,
введенными в полях ввода Upper Barrier и Lower Barrier. Советуем не
менять его значения, установленного по умолчанию (от С-2/0 до G8/127).
В этом случае, даже если в промежуточном результате вычислений,
сопровождающих транспонирование, номер ноты выйдет за допустимый
интервал [0, 127], ничего страшного не случится. Программа
автоматически прибавит к промежуточному результату или число 12, или
-12, и ноты окажутся в пределах существующих MIDI-октав. В итоге, нота
до по-прежнему останется нотой до, нота ре — ре и т. д.
Если же в полях ввода Upper Barrier и Lower Barrier вы зададите слишком
узкий допустимый диапазон транспонирования, то его алгоритм будет иным
способом реагировать на возникновение "пограничных конфликтов":
* если сумма номера исходной ноты и числа, заданного в поле ввода
Semitones, превысит число, заданное в поле ввода Upper Barrier, то в
итоге будет создана нота с номером, равным числу, заданному в поле
ввода Upper Barrier;
* если сумма номера исходной ноты и числа,
заданного в поле ввода Semitones, станет меньше числа, заданного в поле
ввода Lower Barrier, то в итоге будет создана нота с номером, равным
числу, заданному в поле ввода Lower Barrier.
В таких ситуациях
вероятным становится непредсказуемое изменение нот: нота до вполне
может превратиться, например, в ноту ля или в любую другую.
Этому
окну можно найти довольно необычное применение. Если в полях Upper
Barrier и Lower Barrier ввести одно и то же значение, то все ноты,
содержащиеся в выделенной части, превратятся именно в ту ноту, которая
указана в данных полях. Понадобиться это может в тех случаях, когда вам
захочется из мелодической партии выделить ритм "в чистом виде".
Merge MIDI in Loop — перезапись MIDI-сообщений с разных треков на один; применение MIDI-плагинов
Команда Merge MIDI in Loop позволяет объединить все MIDI-сообщения,
находящиеся на незаглушенных треках между левым и правым локаторами, в
единую часть. Часть размещается на выбранном треке. Командой
открывается диалоговое окно MIDI Merge Options, в котором следует
определить опции формирования части.
Обращаем ваше внимание на
важное обстоятельство: успешное применение команды возможно только при
условии, что для каждого из MIDI-треков выбран выходной порт!
Наибольшая польза от команды Merge MIDI in Loop может быть получена в
том случае, когда она используется для применения результатов работы
MIDI-плагинов.
MIDl-плагины в Cubase SX, в основном,
используются в реальном времени. Для этого вы сначала должны подключить
MIDI-плагин к проекту одним из двух способов:
* в режиме вставки как эффекты последовательного действия (в секции Inserts инспектора или в аналогичной секции микшера);
* в режиме посыла как эффекты параллельного действия (в секции Sends инспектора или в аналогичной секции микшера).
Затем вы можете регулировать параметры плагина в его окне. Результат работы плагина, минуя трек Cubase
SX, будет поступать непосредственно на выходной MIDI-порт программы
(все подробности о работе с MIDI-плаги-нами читайте в главе 9).
На работу плагина в реальном времени тратится некоторая часть ресурсов
компьютера. Если к проекту подключено много плагинов, то нагрузка на
компьютер может стать существенной. Поэтому хорошо было бы обладать
инструментом для пересчета результатов работы плагина в MIDI-сообщения,
записываемые вместо исходных непосредственно в часть на MIDI-треке.
Подобрали параметры плагина в реальном времени, убедились в том, что
результаты его работы вас устраивают — и давайте команду на их
запись. А плагин после этого уже и не нужен. Отключайте его от проекта.
Именно таким средством и является диалоговое окно MIDI Merge
Options (рис. 6.39), которое открывается командой MIDI > Merge MIDI
in Loop.
Рис. 6.39. Диалоговое окно MIDI Merge Options
В окне находятся только три флажка: Include Inserts, Include Sends и Erase Destination.
Если установлен флажок Include Inserts, то в процессе перезаписи данных
с одного MIDI-трека на другой будут учтены все преобразования, которые
осуществляются MIDI-плагинами, подключенными в режиме вставки как
эффекты последовательного действия (в секции Inserts инспектора или в
аналогичной секции микшера).
Если установлен флажок Include
Sends, то в процессе перезаписи данных с одного MIDI-трека на другой
будут учтены все преобразования, которые осуществляются MIDI-плагинами,
подключенными в режиме посыла как эффекты параллельного действия (в
секции Sends инспектора или в аналогичной секции микшера).
Если
установлен флажок Erase Destination, то после выполнения команды
исходные данные из фрагментов частей, задействованных в обработке,
будут удалены.
В главе 9 мы научим вас, как использовать команду Merge MIDI in Loop для исследования сущности MIDI-плагинов, имеющихся в Cubase SX.
Dissolve Part— распределение сообщений с выделенной части по отдельным трекам
Команда MIDI > Dissolve Part служит для распределения MIDI-сообщений с выделенной части (или с нескольких выделенных частей одного или нескольких треков) по отдельным трекам. Обращаем ваше внимание на то, что команда доступна, если вы работаете в окне Cubase SX Project, и лишь в том случае, когда имеется хотя бы одна часть, выделенная при включенной кнопке Командой открывается диалоговое окно (рис. 6.40). в котором следует выбрать критерий распределения сообщений. Возможны два варианта:
* Separate Channels —
по признаку принадлежности сообщений к определенному MIDI-каналу (будет
установлено соответствие "трек — MIDI-канал";
* Separate
Pitches — по номеру MIDI-ноты (на каждом из треков будут собраны
сообщения, характеризующиеся одинаковым номером ноты).
Рис. 6.40. Диалоговое окно Dissolve Part
Если все сообщения в выделенной части ассоциированы с одним и тем же MIDI-каналом, то опция Separate Channels недоступна.
Опция Separate Channels может оказаться полезной для обратного
преобразования MIDI-данных, обработанных командой MIDI > Merge MIDI
in Loop. Конечно, для возврата в исходное состояние удобнее
пользоваться командой Edit > Undo. Однако в тех случаях, когда это
оказывается невозможным (например, когда вы "одумались" лишь после
сохранения и закрытия проекта), команда MIDI > Dissolve Part и опция
Separate Channels могут выручить. Данная опция может пригодиться также
при работе с M1DI-данными, импортированными в Cubase SX из стандартных MIDI-файлов формата 0, в которых абсолютно все сообщения хранятся на одном треке.
Опция Separate Pitches на практике часто используется для разноса по
нескольким трекам партий различных ударных инструментов. Некоторые
музыканты считают, что так их удобнее редактировать. Хотя это, скорее,
дань привычке. Вспомните, как удобно организована работа в окне Drum
Editor: все партии ударных видны, а параметры каждой партии можно
редактировать независимо от других.
O-Note Conversion— преобразование номеров нот в соответствии с Drum Map
Мы уже рассказывали о Drum Map в разд. 4.1.2 и разд. 6.4. Напомним, что
Drum Map можно считать своего рода перекодировщиком, который в
соответствии с заданным правилом меняет номера нот, поступающих в него
(I-Note), на новые номера. Те ноты, которые формируются на выходе Drum
Map, в Cubase SX обозначены как O-Note. Drum Map применяется в
составе редактора Drum Editor. Данные два средства, по сути дела,
совместно выполняют роль MIDI-плагина реального времени. При игре на
MIDI-клавиатуре I-Note поступают в Drum Map с нее, в режиме
воспроизведения — с MIDI-трека Cubase SX, a O-Note в любом случае отправляются в выходной MIDI-порт программы.
Команда O-Note Conversion позволяет записать ноты, номера которых преобразованы в соответствии с Drum Map, на MIDI-трек.
Команда доступна только в том случае, когда для MIDI-трека назначена
барабанная карта, т. е. если в раскрывающемся списке mар: основной
секции инспектора трека выбрана любая строка, кроме No Drum Map.
Заметим, что в барабанной карте две различные I-Note не могут
соответствовать одной O-Note. Например, сочетание I-Note = СЗ/60 ->
O-Note = ЕЗ/64 и I-Note = ЕЗ/64 -> O-Note = ЕЗ/64 является
запрещенным. Поэтому в такой ситуации программа откажется выполнять
команду O-Note Conversion и выдаст сообщение о некорректности
"навязываемых" ей преобразований. Конфликт, обозначенный в приведенном
примере, можно разрешить следующим образом: I-Note = СЗ/60 -»
O-Note = ЕЗ/64 и I-Note = ЕЗ/64 -> O-Note = СЗ/60.
MIDI > Functions — подменю, в котором собраны команды, выполняющие ряд редактирующих функций:
* Legato — удлинение MIDI-нот до их слияния. В результате
применения этой функции каждая MIDI- нота удлиняется таким образом,
чтобы либо ее окончание достигало начала следующей ноты, либо между
нотами оставался промежуток заданной длительности, либо ноты
накладывались друг на друга. Параметры функции Legato задаются в
диалоговом окне Preferences (команда File > Preferences, вкладка
MIDI - Function Parameters);
* Fixed Lengths — изменение
длительности всех MlDI-нот до заданного значения. Длительность, к
которой будут преобразованы ноты, выбирается в раскрывающемся списке
Quantize окна Key Editor (или окна List Editor);
* Delete Doubles
— удаление двойных нот. Двойные ноты — это ноты, имеющие
одинаковые номера и расположенные в одинаковых временных позициях. Они
могут возникать при записи в циклическом режиме, а также в процессе
редактирования. Двойные ноты напрасно расходуют полифонию синтезатора,
причем их звучание, как правило, отличается в худшую сторону от
звучания отдельных нот из-за небольшого и непредсказуемого временного
рассогласования;
* Delete Controllers — удаление всех сообщений, кроме MIDI-нот из выделенной части;
* Delete Notes... — удаление нот, имеющих заданные параметры;
* Restrict Polyphony — редактирование длительности одновременно
звучащих нот с целью уменьшения их числа. Командой Restrict Polyphony
открывается диалоговое окно, предназначенное для выбора допустимого
количества голосов, используемых при воспроизведении выделенных нот или
частей. Функция полезна в том случае, когда в вашем распоряжении
имеется звуковая карта или синтезатор с небольшой полифонией. Реально
функция сокращает длительность нот таким образом, чтобы одни ноты
успевали отзвучать до начала следующих;
* Pedals to Note Length
— преобразование длительности нот с учетом наличия сообщений о
включении сустейн-педали. Функция выявляет имеющиеся сообщения о
включении и выключении сустейн-педали, удлиняет ноты, к которым эти
сообщения относятся. После этого сами сообщения о включении и
выключении сустейн-педали удаляются. Таким способом несколько
разгружается MlDI-интерфейс;
* Delete Overlaps (mono) —
устранение перекрытия во времени MIDI-нот с одинаковыми номерами. Для
правильной работы некоторых синтезаторов требуется, чтобы сообщение
Note Off предшествующей ноты шло обязательно раньше, чем сообщение Note
On следующей ноты. Команда решает эту проблему автоматически;
* Delete Overlaps (poly) — устранение перекрытия во времени MIDI-нот с любыми номерами;
* Velocity... — преобразование значений параметра Velocity сообщений Note On;
* Fixed Velocity — присвоение параметру Velocity сообщений Note
On заданного значения, которое равно числу, введенному в поле Insert
Velocity окна Key Editor;
* Reverse — перезапись выделенных
нот в обратном порядке. При этом меняется только очередность звучания
нот (например, было: до, ре, ми, а станет: ми, ре, до), но не характер
звукоизвлечения: каждый звук по-прежнему будет начинаться с фазы атаки
и завершаться фазой затухания.
Назначение большинства
перечисленных функций достаточно понятно и без дополнительных
пояснений. Поэтому остановимся только на двух функциях: Delete Notes...
и Velocity....
Delete Notes... — удаление нот, имеющих заданные параметры
Команда MIDI > Functions > Delete Notes... открывает диалоговое окно, Delete Notes (рис. 6.41), предназначенное для выбора критериев удаляемых нот.
Рис. 6.41. Диалоговое окно Delete Notes
Если установлен флажок Minimum Length, то в результате применения
функции из выделенной части будут удалены ноты, длительность которых
меньше, чем число, введенное в поле Minimum Length (в тиках).
Диаграмма, расположенная чуть ниже, служит инструментом быстрого ввода
допустимой длительности ноты. Щелчком на черной (правой) части
диаграммы выбирается ее масштаб (четверть, такт, два такта, четыре
такта). Щелчок на светлой части диаграммы фактически превращает ее в
слайдер, которым число в поле Minimum Length можно изменять быстро и в
больших пределах. Если установлен флажок Minimum Velocity, то функция
будет применена к нотам, Velocity которых меньше, чем число, введенное
в поле Minimum Velocity.
От содержания поля Remove when under
зависит логика принятия решения об удалении ноты. Для смены содержания
поля нужно на нем щелкнуть. Если выбран вариант One Of, то нота будет
удалена, если хотя бы один из ее признаков отвечает установленным
критериям (или длительность, или Velocity меньше заданных значений).
Вариант Both означает, что для удаления ноты должны быть выполнены оба
условия (и длительность и Velocity меньше заданных значений).
На
практике функцию Delete Notes применяют для удаления так называемых
нот-призраков (случайных очень коротких или очень тихих нот).
Ноты-призраки могут появляться в результате "грязного" стиля игры на
MIDI-клавиатуре, но в первую очередь это характерно для игры на
MIDI-гитаре. На слух такие ноты могут быть заметны слабо. Искать их в
окне List Editor, просматривая километровые списки сообщений, —
занятие неблагодарное. Вместе с тем, пользы от них никакой, один только
вред: напрасно занимают полифонию синтезатора, дают случайные призвуки.
Поэтому обработать функцией Delete Notes партию, сыгранную вживую,
будет нелишним.
В четвертной длительности 480 тиков, в
шестнадцатой — 120, в тридцатьвторой — 60, в
шестьдесятчетвертой — 30. Вряд ли в реальной музыкальной практике
возникает необходимость играть более короткие ноты (да и многие ли
музыканты смогли бы их осознанно сыграть?). Поэтому ноты, короче 30
тиков, можно считать аномальными и подлежащими удалению. Точно так же
маловероятно неслучайное извлечение очень тихих нот (с Velocity менее
10—15 единиц). А уж если нота и слишком коротка, и слишком тиха
— это уж точно результат ошибки исполнителя.
Velocity... — преобразование значений параметра Velocity сообщений Note On
Команда MIDI > Functions > Velocity... открывает диалоговое окно Velocity (рис. 6.42), предназначенное для выбора алгоритма преобразования значений Velocity в сообщениях типа Note.
Рис. 6.42. Диалоговое окно Velocity
Функция действует на выделенную часть (или на несколько выделенных частей).
В окне имеются два поля ввода, назначение которых претерпевает изменение в зависимости от выбранного типа преобразования.
Тип преобразования значений Velocity выбирают в раскрывающемся списке
Туре. Возможны три варианта типа преобразования (Add/Subtract,
Compress/Expand, Limit), которые мы сейчас и рассмотрим.
Преобразование типа Add/Subtract заключается в том, что к значениям
Velocity нот будет прибавлено одно и то же число. Оно должно быть
указано в верхнем поле ввода, которое в этом случае будет иметь
название Amount. Положительные значения числа увеличивают Velocity нот,
отрицательные — уменьшают.
Преобразование типа
Compress/Expand заключается в том, что значения Velocity нот будут
умножены на постоянный коэффициент. Он в процентах задается в верхнем
поле ввода (Ratio). Значения коэффициента, превышающие 100 %, означают
увеличение Velocity, не превышающие — уменьшение. Например, если
у исходной ноты Velocity = 100, a Ratio = 40 %, то после применения
функции получится Velocity = 40. Максимальное значение Ratio не
ограничено. Однако это на практике не очень важно, так как если,
например, попытаться Velocity = 100 умножить всего лишь на 2 (т. е.
установить Ratio = 200 %), то все равно в итоге получится Velocity =
127.
Преобразование типа Limit заключается в том, что значения
Velocity нот будут ограничены в пределах диапазона, заданного в верхнем
(Upper) и нижнем (Lower) полях ввода. На ноты, Velocity которых
попадает в разрешенный диапазон, функция не воздействует никаким
образом. Нотам, у которых Velocity > Upper, будет присваиваться
Velocity = Upper. Нотам, у которых Velocity < Lower, будет
присваиваться Velocity = Lower. Таким образом, в отношении параметра
Velocity применяется операция, аналогичная жесткому ограничению
звукового сигнала (см. разд. 1.10.2).