Записываемся на собственной домашней студии звукозаписи
Запись бас гитары
Бас
гитара записывается по такому же принципу, как и гитара, с помощью
комбика, для съема звука используется специальный инструментальный
микрофон для низкочастотных инструментов, такой как AKG D 112.
Но сразу заявляю, что бас гитару записывать через комб в квартире невозможно, а точнее не стоит вам знакомиться с соседями.
AKG d112
Line6 Bass Pod
Самым
качественным способом, как и в записи гитары, является басовый
процессор для подключения в линию. Таковых мало и наиболее приемлемые
процессоры компании Line 6 из линейки Bass Pod , цена на них колеблется
от 400 до 800$.
Можно
записывать бас в линию, с последующей обработкой компрессором и
эквалайзером, но желательно использовать внешний лимитер.
Запись гитары
На
студиях, звук гитары формируется большим количеством оборудования. Тут
я расскажу, как обойтись меньшим количеством оборудования, и как
записать гитару в домашних условиях.
Самый
минимальный набор, это ламповый комбоусилитель, пара микрофонов, плюс
дополнительные обработки звука. Универсальным микрофоном для подзвучки
комбоусилителя считается Shure sm-57, его используют на многих студиях
в паре с конденсаторным микрофоном для достижения большего объема.
Вообще вариантов расстановки микрофонов невероятное количество, и
количество самих микрофонов иногда сравнивается с требуемым для
барабанной установки. В любом случае нам понадобится пульт и сама
гитара.
Способ первый,
всё же с использованием комбика. В принципе в квартире можно записать
гитару через комбоусилитель, даже на маленькой громкости. Послушайте
этот подвиг моего папы 'звуковой файл'(720kb),
это звучание удалось добиться на кухне с использованием пятнадцати
ваттного комбика Crate GX -15 R c 8" динамиком подзвученный микрофоном
Audio Technica ATR -30, вся эта конструкция дополнительно накрыта
одеялом, что бы соседям лучше спалось:) Есть три классических
постановок микрофона напротив динамика:
1. Микрофон
находится на расстоянии от "кабинета" примерно 40-80 см., что дает звук
с низкой динамикой и неким "горбом" в диапазоне низкой середины.
2. Микрофон
направляется непосредственно в центр конуса динамика, что придает звуку
больше обертонов, а в диапазоне средних частот наблюдается подъем.
Повышается отдача на выходе.
3. Микрофон
направлен в сторону от центра диффузора, что дает более полный
тембровой диапазон звука. При этом наблюдается вырез средних частот,
"грязные" высокие и подъем по низам.
Способ второй,
процессор. В последнее время появились цифровые процессоры с
спикосимулятором (эмитирует звучание комбоусилителя качественно
подзвученного микрофоном), предназначенные для записи гитары в линию.
Спикосимулятор в разных процессорах имеет разнообразные варианты,
иногда эмитируют даже звучание известных моделей классических
кабинетов. Такие процессоры выпускаются большим количеством компаний,
начиная от Zoom заканчивая Line 6. Так же процессоры включают в себя
большое количество основных эффектов, таких как реверберация, хорус,
фленжер, дилей и многие другие. Хороший процессор при записи способен
заменить комбоусилитель на вашей студии. На студийных записях
достаточно большого количества известных групп, можно услышать
записанную в линию гитару через подобные процессоры, т.к. это дешево и
качество приемлемое.
При
выборе обратите внимание на цифровой выход, это поможет вам улучшить
качество записи. Цена на эти процессоры колеблется от 150 до 800$.
Гитарный процессор эффектов прямого подключения в линию Line6 Pod II
Способ третий,
менее дорогой. Заключается в записи через педаль спикосимулятора. Они
выпускаются в виде отдельных педалей и в виде преампов. Производством
таких педалей занимаются так же и Российские компании, такие как
Yerasov и Лель. Так же имеются западные модели, например H & K
Tubeman . Цены на эту продукцию колеблются от 40 до 500$. Схема записи
проста, включаете гитару в педаль, педаль в линейный вход микшера.
Лель
Brutalizer Имеется возможность подключить приставку в устройство с
линейным входом, используя встроенный спикосимулятор - имитатор
звучания гитарного комбика. Благодаря продуманной схемотехнике
спикерсимулятора звучание педали в этом случае будет более
качественным, чем при использовании большинства недорогих комбиков.
Способ четвертый,
менее качественный, но реальный. Это запись гитары в линию с
последующей обработкой программными эмуляторами комбоусилителей. О
наилучших плагинах для обработки гитары, можно ознакомиться по этой
ссылке:
Для
записи клавишных нам понадобится MIDI клавиатура, но можно обойтись без
неё. Во всех серьёзных секвенсорах есть нотный редактор, и мы можем
просто написать нотную партию клавиш, раставить динамику и оттяги.
Далее просто подставлять звуки программных синтезаторов.
Здесь
я не буду расказывать как пользоваться программными синтезаторами, т.к.
их неимоверное количество, и все они разные, я приведу только лучшие из
них. Единственное что можно отметить, так это то, что для работы с VST
синтезаторами в таком секвенсоре как SONAR, нам понадобится программа
VST adapter.
Вот
список наиболее качественно звучащих VST ; DX синтезаторов,
составленных в ходе общения с музыкантами, пишущих музыку в домашней
студии:
Для <<живой>> музыки:
Emagic
EVP 88 - Эл. Пиано
EVB3 - Органы
EVD6 - Klavinet
Native Instrument
PRO 53 - имитатор аналоговых синтезаторов.
Edirol
Hyper Canvas - General MIDI
HQ Orchestral - Акустические струнные и духовые инструменты
Super Quartet - Гитары, клавишные, бас, ударные
Slayer1;2 - гитарный MIDI синтезатор
Эл . Музыка
Emagic
ES1
ES2
ESP
ESE
Atmosfere
MOOG Modular Arturja
Басовый синтезатор для электронной и живой музыки - UVI Engine Trilogy
Отдельно хотелось бы отметить программный продукт от Propellerheads Reason , программа которая подсоединяется к секвенсорам как DX синтезатор, очень качественный продукт.
Запись ударных
Записывать
акустическую ударную установку дома, нехорошо по отношению к соседям, и
некачественно, касаемо акустических параметров, т.к. для записи
барабанов существует множество требований к помещению. Я постараюсь
поделиться с вами, несколькими способами, как
<<смастерить>> партию ударных в домашних условиях.
Вариант 1. Аудио семплы.
Существует
большое количество разнообразных семплов записанных известными
барабанщиками. Их просто найти и приобрести на дисках с софтом, так же
можно попытаться раздобыть семплы в формате Akai , и с помощью программы, например CDXtract v4.1.4,
перевести их в любой удобный формат, например Wave , требуемый для
этого варианта создания партии ударных инструментов. Обычно в набор
семплов одной стилистики входят 1-4 тактовые куски, вступление, кода,
сам loop (основной рисунок) и пару тройку брейков. Как с ними работать?
Очень просто, возможность редакции Wave семплов есть в каждом
современном секвенсоре, расскажу в кратце на примере Sonar 3 Producer Edition.
Имеющиеся в продаже семплы очень качественно записаны, и хорошо сыграны
в профессиональной студии, на дорогих барабанах. Покупаем диск (этак
рублей за 100 на ближайшем радиорынке), отслушиваем, выбираем
подходящий нам рисунок, далее работу продолжаем с Sonar 3.
Импортируем семпл в программу. Да!, немаловажное <<но>>,
прежде чем импортировать, проверьте соответствие частоты дискретизации
и битности семпла, с настройками вашего проекта в секвенсоре. Если есть
несоответствие, это легко можно устранить с помощью программы Sony Sound Forge 7.0, командами Bit - depth converter и Resample в меню Process. После импорта, нам надо привязать семпл к ритмической сетке нашего проекта, делаем это с помощью команды Groove - Clip Looping в меню Edit , и видим, как наш семпл встает в рамки 2-х или 4-х тактового рисунка (рис.1).
Как видите, семпл оказался быстрее по темпу и Groove Clip Looping
растянул семпл до нужного темпа. Далее можно раздвигать, изменять темп.
Таким же образом добавлять сбивки и т.д. Таким образом
<<рисуем>> партию ударных, и записываем остальные
инструменты. Качество звучания зависит от качества купленных вами
семплов.
Вариант 2. MIDI семплы ритмических рисунков.
Мидийные
семплы, записанные профессиональными барабанщиками, тоже существуют. В
комплекте программы Sonar 3 Producer Edition таковых очень большое
количество, их можно использовать, как с помощью функции Session Drummer ( Process => MIDI Effects => Cakewalk FX => Session Drummer...), так и отдельными .mid файлами, вытаскивая из папки, с установленным Sonar 3 (у меня путь такой: D:\Program Files\Cakewalk\SONAR 3 Producer Edition\Drum Styles). Как из миди получить качественную партию в формате Wave , читайте ниже, как работать с полученным семплом смотрите выше.
Вариант 3. Использование программы Steinberg Groove Agent
Программа
Groove Agent представляет из себя, высококачественную драм машину,
семплы которой записаны в профессиональной студии, причем каждый удар
по одному барабану, записан в 16 вариациях (по динамике удара) и
использовано, четыре ударные установки разных времен (50s Jazz Kit; 60s
Pop Kit; 70s Rock Kit; 80s Studio Kit). Т.е. выставляя громкость ноты в
миди, мы имеем 16 ступеней, звучания выбранного инструмента, по
динамике. А так же, к каждому удару, отдельно была записана
реверберация комнаты, которую можно подмешивать в зависимости от
необходимости. В наборе имеются и электронные ударные инструменты,
которые производители семплировали с профессиональных драм
синтезаторов. Дополнительно, создатели программы записали огромное
количество барабанных рисунков, сыгранных профессиональным
барабанщиком, всего 53 стиля по 25 разновидностей для каждого, и того
около 1300 вариантов возможных рисунков, плюс на каждый вариант, пару
тройку брейков. В программе имеются наборы из 53 вариантов ударных
установок, различных стилистик по саунду, Начиная от звучания старых
джазовых установок 50-х годов, заканчивая драм'н'басовыми наборами.
Каждый барабан в установке можно настроить по резонансу, тембру,
сустейну, уровню реверберации и громкости.
Имеются ручки управления: Ambience (общий уровень реверберации), общий Limiter , Humanize (по умолчанию стоит на минимуме, по мере прибавления барабанщик играет кривее, тем самым, добавляя живости); Shuffleздесь
(правда не лучшее что можно сделать используя эту прогу). На момент
написания этой статьи, Steinberg сообщили о релизе Groove Agent II ,
так что будем ждать, очень интересно.
(регулируется в две стороны, на уменьшение или добавление свинговой
пульсации в игре барабанщика). Плюс большое количество дополнительных
прибамбасов о которых я писать не буду. Groove Agent подключается к
программам, как VST синтезатор, и использует протокол MIDI , т.е. пишем
миди дорожку с партией ударных, и Groove Agent воспроизводит её своими
звуками. Программа создана для использования в секвенсоре Steinberg
Cubase , в Sonar 'е можем использовать с помощью VST adapter . К тому
же можно программировать игру виртуального барабанщика, не используя
миди дорожку. Послушать демо песенку, записанную с использованием
Groove Agent, скачать можно
Вариант 4. Всё таки живые барабаны.
Если
приведенные выше возможности не удовлетворяют по звучанию, могу
предложить записать живые барабаны на студии, перебросить треки в
компьютер (это возможно практически в каждой студии), а остальное
записывать дома. Не сложно подсчитать во сколько это обойдется.
Допустим, нам надо записать три композиции, пару часов на настройку,
плюс время, которое потратит барабанщик на запись (примерно 30 мин. На
каждую композицию), плюс переброска в компьютер, это ещё около
одного-двух часов с перекомутацией. Получается максимум пять часов
работы, умножаем на стоимость студии (примерно 15$/час), получаем
профессионально записанные барабаны на три композиции максимум за 75$.
И
ещё немного информации для тех, кто пишет электронную музыку, хорошие
семплы электронных, ударных инструментов можно найти используя
программу Reason