Итак,
если у вас уже есть компьютер, то можно попытаться приспособить для
музыкальных целей его. Характеристики должны быть примерно такие:
Процессор не ниже PIV (от 1700 MGz и выше), объем оперативной памяти не
ниже 512 Mb , звуковая карта, операционная система Windows XP . В
остальном, стандартный набор обыкновенного, мультимедийного компьютера.
Данный
набор является минимальным требованием современных музыкальных
программных продуктов. Не увлекайтесь частыми модернизациями своего
компьютера для музыки, идите немного позади и пользуйтесь проверенными
аппаратами.
Для нормальной работы потребуется процессор PIV
от 2 GHz и выше, причем желательно именно Pentium , а не Celeron (да
невзлюбят меня владельцы < <селеронов> >). На самом деле на
Celeron'е можно работать, но при серьезных нагрузках на процессор, эта
линия ощутимо проигрывает.
Так же не стоит приобретать дешевую материнскую плату,
т.к. в работе с профессиональными и полупрофессиональными звуковыми
картами, у них могут возникнуть некоторые несовместимости (это связанно
с капризностью оборудования данного класса, что приводит в последствии
к неприятным глюкам). В выборе материнской платы, стоит придерживаться
золотой середины. Ещё не стоит заострять внимание на встроенной
звуковой плате, в любом случае её придется отключить, т.к. качество и
надежность оных оставляет желать лучшего.
Оперативная память
плюс процессор, то от чего напрямую зависит скорость обработки данных,
так что, чем больше, тем лучше, но не менее 512 Mb (лучше 1024). Тут
ещё стоит обратить внимание на частоту и проконсультироваться у
компьютерного специалиста с целью подбора оптимальной.
Жесткий диск,
здесь мы будем хранить нашу информацию. В выборе, следует обратить
внимание на надежные модели (о чем может проконсультировать любой
продавец компьютеров), по объему опять же чем больше, тем лучше. В
жестких дисках есть немаловажный параметр, скорость вращения шпинделя
(желательно от 7500 оборотов) это влияет на скорость считывания.
CD привод,
обязательно пишущий DVD - RW , так как придется столкнуться с
архивированием собственных произведений в мультитрековом виде, а
среднее произведение в формате 24 bit может выйти за рамки стандартных
компакт дисков. Да и благо DVD-RW приводы, сегодня достаточно доступны.
Монитор желательно не меньше
17", лучше жидкокристаллический LCD , например при записи
электрогитары, сидя у обычного монитора, можно получить недопустимый
уровень шумов, которые наводит трубка на звукосниматели инструмента, с
LCD эта проблема исчезает. Если бюджет не позволяет, то записываться
придется сидя на расстоянии около двух метров от монитора, или его
выключать во время процесса.
И самое сладкое, звуковая карта
для записи. Советую покупать карту с 24 битными оцифровщиками, вы
получите приемлемое качество записи, воспроизведения, обработки и самое
главное значительное повышение динамического диапазона, что позволит на
выходе получить качественный продукт. Не кому не секрет, что плагины
обработки губят звук, по динамическому диапазону и частотам, а без
обработки никуда, поэтому запас по динамике будет не лишним. О
количестве каналов, если не собираетесь записывать дома барабанную
установку или живые коллективы купом, то многоканальная карта для
записи не имеет смысла. Для домашней студии вполне сойдет звуковая
карта с двумя выходными и двумя входными каналами. Следует обратить
внимание на цифровые входа и выходы, это приветствуется и в дальнейшем
может пригодиться, например при записи через цифровой процессор
эффектов, минуя лишние оцифровщики с целью сохранения качества. Ещё
существуют карты, у которых блок с основными разъемами, вынесен или
устанавливается в пятидюймовую ячейку для CD приводов, это очень удобно
и к тому же обычно там предусмотрен выход для наушников с независимой
регулировкой громкости.
В набор программного обеспечения для домашней студии входят:
мультитрековый секвенсор, редактор звуковых файлов, программа для
мастеринга, программа для записи cd и многое другое, о чем в
последующих разделах этой рубрики.
Секвенсор. Выбор секвенсоров широк, наиболее популярные из них, это Cubase sx 2 от Steinberg , Cakewalk Sonar 3 Producer Edition
, Samplitude , Emagic Logic Audio. Основные конкурирующие между собой
программные продукты для создания музыки, серий Cubase и Sonar (в
прошлом Cakewalk ), по своей сути достаточно похожи. Главный плюс
Cubase , как я считаю, в сильной поддержке компании Steinberg .
Поддержка заключается в выпуске большого количества всевозможных
подключаемых программных синтезаторов и др. прибамбасов хорошего
качества. Но программа требует большое количество времени для изучения,
что не скажешь о Cakewalk Sonar , главной особенностью которого
является наглядность. Программа построена так, что интуитивно понятно,
где что и куда жать. А VST синтезаторы от Steinberg подключаются к
Sonar 'у с помощью программы VST adapter . Как использовать VST adapter
читайте в разделе <<Клавишные>>. Программы Samplitude и
Emagic Logic Audio построены по другому принципу и имеют большое
количество своих плюсов, но с этими продуктами я работал мало, и
описывать не буду. Однако все эти программы имеют много общего. Что бы
произвести запись, надо создать аудио трек, любой трек во всех
программах имеет одинаковые настройки. Это прежде всего выбор входа
звуковой карты, на который посылается сигнал, выход на который будет
воспроизводиться данный трек. Кнопки M S R где M - mute выключение
трека из общего микса; S - solo выделение трека, звучит только тот трек
на котором нажата кнопка solo ; R - record переключает трек в режим
записи. Так же тут можно навесить плагины с обработками. В каждой
программе существует виртуальный микшер с большим количеством каналов,
подгрупп и посылов, ещё программы обладают большими возможностями по
редактированию отдельных дорожек и многое другое.
Программа для редактирования звуковых файлов.Наиболее популярная здесь, продукт от Sony , программа Sound forge 7.0.
Обладает широчайшими возможностями редактирования, стерео или моно,
аудио файлов, в любых доступных форматах.
Для мастеринга потребуется не одна программа, прежде
всего, такая как Sony Sound Forge 7.0, и например T-Racks 24/96.
T-racks, программа эмулятор лампового аппарата для мастеринга, с
необходимым набором эффектов.
T-Racks 24/96 Программа для мастеринга
И наконец, запись CD
советую выбирать из таких монстров как Nero ; Easy CD Creator и др. С
помощью их, CD диски можно записывать как в формате Аудио, так и дата,
для архивирования ваших музыкальных произведений.
Оборудование для студии
Оборудование для записи в домашней студии
Здесь
мы поговорим о необходимом оборудовании для домашней студии, которое
требуется для более качественной записи живых инструментов и голоса, а
так же правильном его использовании.
Микшерный пульт,
потребуется в любом случае, т.к. без него запись микрофона и других
инструментов немыслима. Пульт согласовывает мощность сигнала и
сопротивления инструмента с входом звуковой карты. Для домашней студии
достаточно маленького четырехканального пульта, с двумя микрофонными
входами, и двумя линейными стерео входами. Некоторые производители
предлагают модели с встроенным процессором эффектов, при записи нам
может понадобиться только динамическая обработка, так что лучше
подсчитать, будет ли это выгодней. Обратите внимание на данные модели:
Портативные микшерные пульты
Behringer Eurorack UB 802
Сверхмалошумящий
микшерный пульт с 8 входами, 2 шинами и высококачественными
микрофонными предусилителями. UB802 идеален для работы в стационарных
аудио/видеокомплексах, или как сабмикшер для синтезаторов, семплеров и
звуковых карт.
DIGILAB - CSM-226
Неплохой
по качеству пульт Российской компании Digilab 2 вх. - микр./линия LOW,
MID, HIGH, 2 вх. - ст. линия, LOW, HIGH, 1 вх. - ст. магнитофон, 4 вых
- стерео, 2 вых. - моно
Samson MDR6
Портативный
микшерный пульт. 2 микрофонных канала с регулировкой чувствительности,
трёхполосным эквалайзером, одним посылом на внешнюю обработку, обрезным
фильтром НЧ, фейдером 60 мм. Два стерео входа, которые возможно
использовать как два микрофонных входа. В мастер секции выходы на
Control room, Main mix, моно выход. Также пульт имеет выход на наушники
(с регулятором уровня), пятисегментный индикатор выходного сигнала, и
стерео вход выход для двухканального устройства на разъёмах RCA.
Коммутация наиболее
важная часть нашей студии. Мы платим, значительные деньги за то что бы
оцифровщики на наших устройствах стояли покачественнее, а сами экономим
копейки, покупая дешевые провода, которые это качество ухудшают и очень
значительно. Расскажу одну историю. Как-то я, решил спаять себе провод,
так дома через комбик на гитаре поиграть. Порылся в столе, нашел
трехметровый провод неизвестного производителя, спаял, включился....
Долго не мог понять, в чем дело, пока не подключился через нормальный
провод. Оказалось, что мой новый провод резал все, что выше 1000-2000
Hz примерно на 6-9 дБ, причем внешне провод не какой то там левый, а
очень похож на фирменный. Сам раньше не верил, что от коммутации
зависит качество, теперь убедился. А в выборе проводов обратите
внимание продукцию KLOTZ .
Перейдем к штекерам,
есть три основных вида встречающихся в музыкальном оборудовании. Это
RCA (Тюльпан); Jack (Джек); XLR (Канон). RCA и Jack работают по одному
и тому же принципу, обмотка - земля, жила - сигнал. XLR имеет две жилы
и считается самым качественным, почему? Принцип работы следующий, по
жилам идет полезный сигнал, но в разных фазах, т.е. одна жила +, другая
-. При прохождении сигнала по проводу до <<пункта
назначения>>, они складываются в противофазе и мы получаем
полезный сигнал, в то время как шумы (<<севшие>> на провод)
в противофазе, взаимно уничтожаются. И последнее, не экономьте на
штекерах, хороший штекер прослужит вам от пяти лет и больше, без всяких
проблем.
Микрофон для компьютерной студии. Должен
быть у каждого, пригодится для записи инструментов и голоса. Советую
использовать динамические микрофоны. Конденсаторные обычно более
чувствительны, и дома "слышат" слишком много посторонних шумов
(компьютер, шум улицы). Для разных целей лучше иметь несколько
микрофонов, например для записи гитары через комбоусилитель, наилучшим
образом подходит Shure sm-57, а для вокала универсален Shure sm-58 а
лучше beta 58.
Но
если бюджет не позволяет можно приобрести универсальный
вокально-инструментальный микрофон, например Audio Technica ATR -30, он
недорогой и приемлемый по качеству для компьютерной записи, с
микрофоном поставляется провод (штекер желательно заменить на канон).
Будьте
осторожны с приобретением Shure sm -58, очень много подделок, я себе
один такой купил, звучит ужасно. Если вас интересует более подробная
информация о микрофонах для записи в домашней студии на компьютер и не
только, посетите сайт www.microphone.ru .
Так же для микрофона нам понадобится стойка и защитная сетка. Стойку
можно легко найти, и стоит она не дорого, а сетку можно сделать из
капроновых колгот и алюминиевой проволоки. Сетка защищает от сильных
воздушных выпадов на таких буквах как <<п>>,
<<б>> и т.д.
Студийные мониторы
Студийные мониторы
Важнейшей
составляющей студии, является мониторинг, т.е. то в чем мы слушаем и
работаем. Нам понадобятся студийные наушники, и мониторы (студийная
акустическая система).
Студийные мониторы.
С учетом того, что мы рассматриваем использование мониторов в домашней
студии (подразумеваем квартиру, в редких случаях дом), то сразу
отказываемся от мониторов среднего и тем более дальнего поля, из-за
средней, возможной площади комнаты от 10 до 20 кв.м. Работать даже с
мониторами ближнего поля (в комнате) представляется очень сложно. Это
связанно с отделкой, обстановкой и акустическими параметрами помещения.
Установка студийных мониторов.
Расстояние между мониторами ближнего поля, должно равняться 1,5 метрам
(мин. 1,2м), т.к. вы и мониторы должны составлять равносторонний
треугольник (рис.1), получаем ваше рабочее место.
Расстояние
от тыла студийных мониторов до стены, у которой они стоят, равняется
примерно 30-40 см (рис.2). Расстояние от вашего рабочего места до
задней и боковых стен, должно быть не меньше, чем до мониторов (рис.1).
По высоте, мониторы устанавливаются так, что бы пищалки были на одной
плоскости с ушами. Это правильная расстановка мониторов, такая должна
быть в идеале. Но несложно посчитать, что требуемая площадь комнаты,
при условии нужной формы, составит от 13 до 20 кв.м., без учета мебели.
Отделка студийного помещения (квартиры, комнаты) .
Правильная отделка комнаты в домашних условиях нереальна в 90% случаях,
по этой причине изложу лишь несколько способов, как приблизиться к
нужным результатам. Во первых глушим стенку позади мониторов. Вариант
первый, глушим всю стенку, т.е. вешаем ковер, штору, поролон, всё что
максимально будет препятствовать отражению звука. Вариант второй,
глушим часть стенки, вырезаем из поглощающего звук материала два куска,
размерами в 2-3 раза больше чем площадь задней стенки колонки. Вешаем
ровно за мониторами, можно сместить немного в центр (рис.2). Во вторых,
глушим заднюю и боковые стенки, опять же можно полностью, можно
частично. Если частично, то ищем зоны первичного отражения. Для этого
берем помощника и зеркало, садимся на рабочее место, а помощник тем
временем ходит вдоль стены. В тех участках, где вы увидели отражение
ваших мониторов, вешаем рассеивающие или поглощающие плиты. Прием с
зеркалом касается и рабочего места, кладем зеркало на пульт или на
стол, смотрим с рабочего места, и делаем всё что угодно, пока не
исчезнет отражение мониторов в зеркале. Таким образом, мы избавимся от
воздействия первичных отражений, это большой плюс для нашей студии в
квартире .
Правильноеподключение
(фазирование) пассивных акустических систем с подсоединением провода в
виде прищепки, винтовым образом и т.п., к усилителю. Обращайте внимание
на + и - . Встречается большое количество случаев, в домашних студиях,
когда люди работают с включенными в противофазе, студийными мониторами
и ничего не подозревают. Это грубая ошибка, в данном случае вся ваша
работа и качество акустических систем, сводится на нет. Первые признаки
противофазы: некомфортные ощущения (звуковая яма) при прослушивании;
нехватка низких частот, а точнее их отсутствие; некорректная работа
эквалайзера в нижнем диапазоне частот; появление хоруса. Проверить где
плюс, а где минус, можно обыкновенной батарейкой, подсоединенной к
проводам колонки, низкочастотные динамики должны работать в одну
сторону. Будьте осторожны, если у вас стоит плохой фильтр высоких
частот, можно спалить пищалку. В другом случае только на слух.
Что выбрать.
Уже более двадцати лет, акустическая система Yamaha ns-10m является
эталоном звука среди студийных мониторов ближнего поля. Изначально эта
модель вышла как Hi - Fi бытовая акустическая система для прослушивания
музыки в домашних условиях, но из-за технических параметров были
приняты профессиональными студиями как качественные мониторы ближнего
поля. На сегодняшний день эту модель можно встретить в большинстве
студий звукозаписи. До сих пор характеристики Yamaha ns-10m являются
актуальными, для использования в профессиональных студиях. Главный
козырь ns-10m быстрое затухание сигнала, что обеспечивает большую
прозрачность и честность, воспроизводимого материала.
Характеристики Yamaha ns-10m:
Двухполосная акустическая система закрытого типа, с частотой раздела 2 kHz
Объем 10,4 литра
180мм. Низкочастотный громкоговоритель
35мм. Пищалка
Частотный диапазон от 60 до 20000 HZ
Чувствительность 90дБ
Yamaha
NS -10 M имеют незначительный недостаток, как и у большинства бытовых
Hi - Fi акустических систем, это завышенные высокие частоты, что
компенсируется старой, звукорежиссерской хитростью, пищалки мониторов
закрывают туалетной бумагой, в 1-2 слоя. Эти студийные мониторы уже
несколько лет как сняты с производства, но в Интернете, на барахолке за
300-400 $ (пара без усилителя) можно найти.
33 Гц -- 22 кГц; раздел на 2700 Гц; НЧ усилитель 42 Вт; ВЧ усилитель 33 Вт; размеры: 166 х 250 х 200 мм
Другие
достойные студийные мониторы, это активные KRK серии V , но не дешевле
чем 400-500$ за шт.; Event для домашних студий, которые пользуются
большим успехом, особенно модель 20/20 bas, можно обратить внимание на
студийные мониторы M-audio.
Ссылки на подробное описание и тестирование некоторых моделей даны в конце статьи.
Если
нет денег, то при грамотном использовании хорошо звучащих, бытовых
колонок в паре с хорошими студийными наушниками можно добиться
определенных результатов. Супер хорошего в этом ничего нет, но почти
каждый звукорежиссер проходил через это. А сейчас реклама:))), вот
список интересных бытовых колонок.
Yamaha NS -10 MM - полочная акустика, визуально похожая на легендарные ns -10 m
Мощность - 40Вт на канал
Чувствительность - 88дБ
Диапазон воспроизводимых частот 75-33000 Hz
Вообще, акустические системы Yamaha всегда отличались превосходным звуком.
Статью о модернизации этой модели читайте здесь...
Ещё более дешевые компьютерные активные колонки Dialog w204 приблеженные по звуку к Microlab solo.
Частотный диапазон: 20Гц-20 кГц
Габариты: 148*285*185
Мощность RMS (Вт): 40 Вт
Материал корпуса: MDF
Так же очень хорошо звучат старые, совковые аккустические системы Radiotechnica.
Это
конечно не спасет от отсутствия мониторов, но для дополнительной
проверки баланса всё равно потребуется. А как только будет возможность,
покупайте студийные мониторы.
Студийные наушники
Хорошие
студийные наушники, пожалуй, самый оптимальный вариант мониторинга в
условиях квартиры. Покупать наушники стоит сразу хорошие и не
экономить. Возможно, что они окажутся единственным, правдивым
мониторингом в вашей домашней студии.
Есть
два основных вида студийных наушников, это закрытые и открытые.
Студийные наушники закрытого типа обладают низким уровнем проникновения
фонограммы на внешние <<звукоприемники>> (микрофоны,
посторонние уши), однако из-за своей конструкции, имеют свойство
нечестной передаче звукового материала. Открытые же студийные наушники
наоборот, имеют более точную передачу звуковой информации, но и больший
уровень проникновения во вне. Единственным минусом использования
наушников с целью мониторинга, является значительно расширенная стерео
панорама и отсутствие ощущения объема помещения, как следствие,
неточная передача картинки музыкального произведения. По этой причине
нам понадобятся более или менее качественная акустическая система, для
дополнительного контроля.
Ниже
приведены лучшие модели студийных наушников , пользующиеся наибольшим
успехом в профессиональных студиях звукозаписи мира.
AKG K 240 m
(Полуоткрытые студийные наушники) Классика, до сих пор можно встретить
на любой студии. Звучание нейтральное, неокрашенное и очень честное.
Beyerdynamic DT 770 PRO(Студийные наушники закрытого типа). Переиздание очень известной и
распространенной модели студийных наушников. Считаются одними из лучших
в своей категории, и не смотря на закрытую конструкцию, звучат как
открытые и могут использоваться для сведения.
Beyerdynamic DT 990 PRO(Студийные наушники открытого типа) Как и 770-е обладают высоким
качеством звучания, но с большей разборчивостью из-за открытого корпуса.
Sennheiser HD 580
Великолепные студийные наушники открытого типа, обладают ровной
частотной характеристикой, к тому же чрезвычайно удобные, благодаря
своей конструкции.
Sony MDR 7506
Студийные наушники закрытого типа, предназначенные для использования во
время записи, музыкантами. По причине высокой четкости атаки и
глубокому низу. Для сведения не годятся, однако для записи лучший
вариант.
Лучше
всего иметь две пары студийных наушников, закрытые и открытые, но если
финансовые затруднения, берите открытые или полуоткрытые. Самые
недорогие, из представленных выше моделей, AKG K 240 m .