Здесь мы рассмотрим основные способы редактирования фрагментов проекта в Cakewalk Sonar 3, и обработку звука.
Прежде чем рассматривать инструменты редактирования, стоит затронуть способы выделения.
Что бы выделить трек, надо кликнуть левой кнопкой мышки, на номере трека (рис.1).
рис.1
Что
бы выделить фрагмент трека требуется произвести действие 1 и выделить в
верхней части (линейка с делениями по тактам) требуемый фрагмент, путем
нажатия и удерживания левой кнопки мыши на начальной точке фрагмента и
перемещая (вдоль линейки) до конечной (рис.2).
рис.2
Выделения
более одного трека, осуществляется путем нажатия и удерживания клавиши
shift (если требуется выделить всё от начальной до конечной точки) или
Ctrl (если требуется выделить по выбору т.е. удерживаем клавишу и
кликаем требуемые треки).
Инструменты редактирования в Cakewalk Sonar 3 меню Edit.
Copy (скопировать в буфер обмена),
Cut (вырезать в буфер обмена),
Paste (вставить из буфера обмена) - самые используемые функции при редактировании.
Для
осуществления первых двух действий, требуется выделение фрагмента, к
которому будет это применено. Для вставки из буфера обмена потребуется
выделение трека в который будет производиться вставка, и установка
курсора на нужном такте (на который придется начало фрагмента). Таким
образом можно например раскопировать одинаковые партии припева и многое
другое. В том же разделе находится функция Delete , которой можно
удалить выделенный фрагмент.
Bounce to Clip - объединяет фрагменты в одном треке (рис.3)
рис.3
Bounce to Track - то же самое, только на отдельный трек.
Groove - Clip looping - подгоняет семпл под темп проекта.
Так
же редакция фрагментов может проходить в программе Sound Forge, для
этого потребуется установить саму программу, после перезагрузки,
Cakewalk Sonar 3 определит Sound Forge. Как пользоваться? Для этого
потребуется выделить редактируемый фрагмент, выбрать Sound Forge в меню
Tools ..., далее запустится сама программа с редактируемым фрагментом,
после произведенных изменений, в Sound Forge жмем Save и закрываем
программу, в Cakewalk Sonar 3 выдается запрос на согласие к изменениям,
соглашаемся и старый фрагмент заменяется на отредактированный.
Дополнительно стоит отметить автоматизацию различных параметров, таких как Volume , Mute , Pan и др.
При
нажатии правой кнопкой мышки, на любом отрезке выбранного трека,
следуем Envelopes => Create Track Envelope =>выбираем любой
параметр, который собираемся автоматизировать. Например Volume
(громкость), нажимаем, и у нас появляется линия громкости, выбранного
трека. Нажав два раза в любом месте линии, появляется точка ( node , их
можно сделать сколько потребуется), нажимая и удерживая левую кнопку
мышки на точке, и двигая вверх или вниз, можно построить любую кривую
громкости, на протяжении всей композиции. То же самое касается
панорамы, отдельных элементов настроек навешанных обработок и других
параметров. Эта функция очень удобна при сведении композиции.
Обработка звука в Cakewalk Sonar 3
Первый
вариант обработки звука, осуществляется путем навешивания требуемых
звуковых эффектов, на обрабатываемую дорожку. Для этого в окне FX трека
(рис.4), нажимаем правую кнопку и следуем: Audio Effects
=>производитель обработки звука =>кликаем требуемый эффект.
рис.4
После
этого выбранная нами обработка звука появится в окне FX . Открыть окно
настройки эффекта, можно в любой момент, просто нажав два раза левой
кнопкой мышки на нужной обработке звука. Удалить ненужный эффект из
списка можно с помощью меню, которое выскакивает при нажатии правой
кнопки, а переместить в списке, с помощью нажатия и удерживания левой
кнопки мыши. Желтый квадратик, находящийся с левой стороны от
наименования обработки, сигнализирует о работе, перевести эффект в
режим bypass можно кликнув левой копкой на этом квадратике.
Второй
вариант обработки звука в Cakewalk Sonar 3, более сложный, и
осуществляется использованием посылов (send с каждого трека), на
подгруппы виртуального микшера (Console ). Открываем микшер, с помощью
соответствующей кнопки (рис.5).
рис.5
В
левой части у нас находятся треки, середина занята подгруппами, а в
правой части мастер. Для создания новой подгруппы, в темно сером пустом
месте, надо нажать правую кнопку и выбрать Insert Bus , в нижней части
ввести наименование подгруппы, например FX (рис.6), далее вешаем какую
нить обработку звука в окне нашей подгруппы (рис.7).
рис.6
рис.7
На треке (к примеру, номер один), в пустом поле вызываем меню, с
помощью правой кнопки (рис.8) и устанавливаем посыл (Insert Send) на
нашу подгруппу FX. В данном случае мы параллельно направили сигнал с
первой дорожки на FX подгруппу, в которой у нас уже стоит обработка
звука.
рис.8
Рассмотрим работу посыла (Send), на первом треке (рис.9).
рис.9
В
верхнем окошке, где у нас написано FX , можно выбрать любую из
существующих подгрупп, на которую пойдет параллельный сигнал. В левой
части вертикально расположены ручки, верхняя уровень подаваемого
сигнала, нижняя панорамирование, справа окошки отражающие параметры
настроек ручек. Две кнопки между окошками переключают режим работы
посыла, левая - включение/выключение посыла, а правая место разрыва,
Pre - перед ручкой громкости трека (громкость посыла независима от
ручки громкости трека), Post - после (громкость посыла зависима от
ручки громкости трека).